Статьи

 

Технология создания полухудожественных проектов

Авторская технология Богдановой Александры Борисовны

музыкального руководителя высшей квалификационной категории

МКДОУ Д/С № 420 «Сибирячок» комбинированного вида

города Новосибирска

Педагогическая технология «Создание полихудожественных проектов».

Одним из достоинств программ, основанных на полихудожественном подходе, является то, что они не просто предполагают, но и создают педагогические условия для развития разных видов детского творчества, делают их обязательными, т.е. строятся одновременно и на принципе активно-деятельностного подхода.

Воспитание искусством важно вдумчиво вести с первых лет жизни ребёнка. Дошкольное детство – самый сензитивный (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения) период, от его результативности зависит очень многое в дальнейшей жизни человека. Проблема преемственности дошкольного и школьного художественного образования и воспитания – одна из важнейших стратегий ФГОС.

Художественное восприятие в значительной степени основывается на психологическом механизме кинестезии. Этот научно обоснованный факт даёт достаточные методологические основания для обращения к полихудожественному методу. Давно известно, что музыку мы не только слышим, но и проживаем двигательно, чувствуем в ней цвет и даже аромат, т.е. воспринимаем всеми органами чувств. В поэзии слово всегда музыкально и изобразительно:

Такой прозрачной глубины9
Не видно никогда,
Такой глубокой тишины
Не слышно никогда.
(А. Блок)

Одним из выражений методологических оснований технологии «Полихудожественный подход» является высказывание известного музыканта-педагога, заложившего основы художественной педагогики в музыкальном образовании, Л.В. Горюновой: «Общим источником видов искусства является жизнь, общим предметом – человек с его внутренним миром и отношением к действительности, общей эстетической природой — образность». Эти замечательные слова крупнейшего специалиста в области художественного воспитания раскрывают общую природу и общие цели разных видов искусств. В этой общности – причина появления и целеполагание полихудожественного подхода.

Представляю принципы полихудожественного развития средствами искусства по Юсову Б.П.:

1. Основа и цель полихудожественного развития – в привлечении нескольких видов искусств одновременно в комплексе.

2. Комплексный характер должен выражаться через интеграцию, т.е. через взаимное проникновение разных видов художественной деятельности.

3. Восприятие должно быть синестетическим, органы чувств взаимно влияют друг на друга, помогают создать в воображении целостный образ.

4. Восприятие произведений искусства должно гармонично сочетаться с собственной творческой деятельностью детей (деятельностный подход)

5. Центральным психическим процессом для художественной деятельности является воображение.

6. Коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной (общая художественная культура всех детей сочетается со специализацией отдельных одаренных детей)

7. Взаимодействие с искусством должно происходить по замкнутой триаде: писательхудожниккомпозитор: (литература – театркартина — танецмузыка).

8. Главная цель полихудожественного развития эмпатия – постижение чувств других, способность проникаться этими чувствами, способность к сопереживанию. Это качество является одним их проявлений духовности.

Цель технологии создания полихудожественных проектов через синтез музыки, поэзии и живописи на основе нравственно-эстетических ценностей способствовать воспитанию у дошкольников определённых духовных оснований.

Задачи технологии:

1. Организация образовательного пространства и развивающей среды как

предпосылки для осуществления диалога «Я и мир», «Я в мире»;

2. Расширение кругозора, в том числе художественного, и активизация

познавательной активности детей;

3. Воспитание эстетического чувства и художественного вкуса;

4. Пропедевтика универсальных учебных действий и подготовка детей

старшего дощкольного возраста к школе.

Основные методические установки полихудожественного подхода:

— комплексное и одновременное воздействие

— эмоциональное резонирование и эмпатии

— связь с жизнью

— тематизм

— соразмерность и постепенность

— конкретное для конкретного

— диалогичность (познай себя через другого)

— творческая деятельность

— развитие воображения и творческого мышления

— отказ от предварительной информации (спонтанность)

— высокие художественные достоинства произведений искусства

— тщательный отбор вопросов для диалога с детьми

В качестве аргументации целесообразности включения полихудожественного подхода в дошкольную педагогику приведём также слова великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Они показывают, как по — разному воздействуют на нас ведущие виды искусств, и как по — разному побуждают нас к сотворчеству: «Живопись даёт образ и мысль и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль и по ней нужно создать образ и настроение. Музыка даёт настроение и по ней надобно воссоздать мысль и образ».

Таким образом, художественное слово помогает как бы «дорисовать» те картины и образы, которые дети услышали в музыке. Детям же это помогает во всей полноте пережить и понять чувства, выраженные в звуках и красках. Так создаётся наиболее полный образ и музыкального, и поэтического, и изобразительного произведения.

Важнейшее значение для реализации обозначенных принципов и решения педагогических задач данной технологии имеет тактически точная организация работы музыкального руководителя. Работа по данной технологии организуется в несколько этапов:

I — этап подготовки к занятию

II — проведение занятия

III — педагогическая рефлексия

Первостепенное и определяющее значение имеет первый этап: от него зависит и темпоритм занятия, и уровень заинтересованности и эмоционального реагирования детей, и качество педагогического результата. Остановимся на методических аспектах организации подготовительного этапа. Если смоделировать сам процесс подготовки к занятию старшей и подготовительной группы, основанном на полихудожественном подходе, то алгоритм работы можно представить следующим образом:

  • создание ситуации эмоционального резонирования при подборе произведений разных видов искусств;

  • вербальное выражение эмоционального спектра — глубинной смысловой интонации – в каждом из произведений искусства;

  • выявление выразительной и смысловой общности в выбранных из ряда возможных произведениях искусства

Например, при подготовке занятия по теме «Времена года. Зима» важно учитывать необходимость в предельно короткое время занятия (5-7 мин.) создать у детей яркое художественно-образное представление о зиме. Поэтому на этапе подготовки необходимо в опоре на принцип эмоционального резонирования подобрать то музыкальное произведение, которое наиболее точно совпадает с образным строем картины и стихотворения. Чтобы этот процесс был более осязаемым, педагог должен самостоятельно дать несколько (5-6) эмоционально-образных слов-характеристик для картины, стихотворения и музыки (их нужно записать, чтобы потом именно их использовать при обсуждении с детьми).

Материал для выбора и для дальнейшего восприятия и обсуждения на музыкальном занятии:

живопись: К. Розен — «Ясный зимний день в лесу»,

И. Тарнов — «Русская тройка»

поэзия: Л. Галкина — «Тройка»:

Падает на землю снег пушистый,
Серебром на солнышке блестит.
По дороге звонко и игристо
Тройка вороных коней бежит.

Чуть касаются дороги кони,
Знай мороз, подхлёстывай сильней!
Даже ветер вряд ли их догонит,
Мчится тройка дальше веселей.

музыка: Г. В. Свиридов – «Тройка. Зимняя дорога» (из к/ф «Метель»)

Р. М. Глиэр — симфония № 3

Если эмоциональные впечатления и вербальные представления от произведений искусства совпадают достаточно сильно, значит сделан правильный дидактический выбор и эффект концентрированного воздействия на занятии тоже будет достигнут максимально.

Возможен и другой путь педагогического моделирования: подбор осуществляется уже не от живописного, а от музыкального произведения. Картины предстоит подобрать именно в том порядке, как подсказывает музыка, и дополнительную помощь в этом оказывает литературное (поэтическое) сочинение. Такой алгоритм возможен и эффективен, прежде всего, в случае обращения к сюжетной программной музыке.

Таким образом, мы показали возможные варианты отбора произведений трёх разных видов искусств на основе общности их образного строя и принципа эмоционального резонирования. Именно качество отбора и поможет уже на занятии осуществить комплексное воздействие и вызвать у детей и осмысленное, и эмоциональное и образное представление о главной теме занятия (зиме, семье, празднике)

Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимовлияние их друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально-образные переживания и помогает формированию целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства при этом сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

Прослушав музыкальное произведение с младшей, средней группой (3-4 мин.) одновременно с поэтом и художником мы вместе с детьми попадаем в удивительный мир художественных образов, который ярким лучом остается в воспоминаниях о музыке на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты. И тогда каждый праздник у детей будет ассоциироваться с конкретными классическими музыкальными произведениями и картинами. Тогда знакомство с разными видами искусства обязательно останется в памяти, а встреча с уже знакомыми произведениями на развлечениях и праздниках подарят детям радость узнавания и новые грани уже испытанных чувств.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, знакомство с культурой родного края. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа. Ведь с самого рождения ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки, которые не только эмоционально окрашивают его мир, но исподволь воспитывают патриотические чувства у детей, любовь и уважение к родному языку, дому, соседям, друзьям, бережное отношение к природе родного края. Ребенок тем самым приобщается к национальному культурному наследию, образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов и т.д.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера. В детском саду — это проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной — «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки». Дети исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами в общественной жизни.

Детей важно и нужно знакомить с традициями крестьянской культуры, особенностями жизни и быта, изучать и исполнять с ними народные песни, сказки, былины. Педагоги детского сада, родители помогают детям получить представление о разных видах народного искусства. Ведь знакомство ребенка с народным искусством развивает у него эстетический вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

В сценарии развлечений и праздников обязательно включается эпизод, где ведущий рассказывает историю праздника, в этот момент обязательно звучит музыкальное произведение и демонстрируется показ картин на заданную тему. Так, к празднику Пасхи знакомлю детей с классической музыкой (С. Рахманинова), а также хоровое пение без сопровождения. Также используются картины на экране во время празднования Пасхи. Как было сказано выше, во время проведения праздника ведущая рассказывает историю и его традиции с поэтическим словом А. Майкова «Повсюду благовест гудит». Одновременно с музыкой на экране демонстрируются репродукции икон, картин с изображением обрядов и нароных празднеств (А.В. Маковский «Пасхальный стол», Б.М. Кустодиев «Пасхальный обряд» и др.), причем, музыкальное сопровождение обычно является программным произведением программы «Истоки» (авторский коллектив Московского института развития образования.- М.,2014) и особенно, — образовательная концепция «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» (Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.А.- СПб., 2011).

После прослушивания происходит переход к активной деятельности, которая выражается в играх («катание яиц»), рисовании («красим яйца»), взаимном дарении детьми самостоятельно изготовленных подарков (в яйце).

К празднику «День Победы» подготовительная работа проводилась на музыкальных занятиях. Во время прослушивания песен военных лет А.В. Александрова дошкольникам демонстрируется презентация репродукций картин, изображающих военных, пленных, а также, — бои сражений. Заключительным этапом становится выразительное исполнение песен, обязательно в характере. На дополнительных воспитательных мероприятиях демонстрировался документальный фильм военных лет, а также видеоролики, созданные по технологии из репродукций картин военной тематики.

С использованием полихудожественного подхода мною подготовлены, проведены и постоянно обновляются праздники и развлечения:( персональный сайт: musicaleksandra.ru)

Помимо образцов народного музыкального творчества, репродукций икон также использовались произведения таких композиторов, как П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов и т. д., всегда в центре рассмотрения оказываются работы художников Б.М. Кустодиева, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, а также поэзия С. А. Есенина, А.С. Пушкина, М. Лермонтова.

Для каждой возрастной группы важно подбирать произведения искусств, соответствующие особенностям психоэмоционального развития ребенка. Так, старшей группе, на тему «Осень» дети знакомятся с музыкой П.И Чайковского, картиной И. Левитана «Золотая Осень» и стихотворением Ф.И. Тютчева «Осень». Как результат, беседы о времени года и наступающих праздниках, будут связаны теперь у детей с именами выдающихся композиторов, поэтов и художников, с неповторимой индивидуальной интонацией их творчества.

Благодаря полихудожественному подходу у детей появляется возможность общения с классической музыкой не только на занятиях, где продолжительность раздела составляет 5-7 минут (для старших дошкольников), но и на развлечениях и праздниках.

На музыкальных занятиях дети с удовольствием слушают произведения классической музыки, умеют составлять последовательно картины по содержанию литературного текста. В конце такой работы составляется самостоятельный видеосюжет, где дети под музыку выстраивают последовательно на литературный текст серию картин, а один из детей читает литературное произведение. Полихудожественные проекты, созданные детьми на занятиях: «Осень», «Святочные колядки», «Русь», «Семья», «Масленица» и другие. Практика показывает, что в целом значительно повысилась речевая, познавательная культура, творческая активность, расширился кругозор детей. Следовательно, такое целенаправленное становление станет прочным обоснованием для развития ребёнка в школе.

В нашем дошкольном учреждении сложился прекрасный творческий коллектив педагогов — единомышленников, в который вошли заведующая, методист, воспитатели, логопед, психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, руководитель музея «Русская изба». В такой «команде» у музыкального руководителя своя уникальная главная цель – воспитание ребенка средствами искусства. Именно в контексте полихудожественного подхода музыка приобретает особую силу обращения к чувствам. Дети, начиная с младшей группы ярко представляют себе происходящее в произведении, рассказывая свои впечатления о прослушанном, развивают воображение и гибкость мышления. расширяют свой словарный запас. Таким образом, основной целью моей педагогичской работы является:

1. Совершенствование раздела Слушания музыки на музыкальных занятиях в ДОУ через полихудожественный подход.

2. Развитие творческой активности, выступающей как интегрированное качество личности и деятельности ребенка.

Для реализации этих целей полихудожественного подхода мною ежедневно,на каждом музыкальном занятии решаются такие задачи, как:

1. Воспитание духовного, нравственного человека средствами искусства.

2. Вхождение в мир классической музыки.

3. Приобщение детей к традициям русской народной культуры.

В результате на этой основе развивается творческая активность детей, происходит рост интереса к музыке, а также литературе, искусству слова, развивается творческое воображение.

Для формирования музыкальной деятельности дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия с семьёй, так как семья играет главную роль в жизни ребёнка. Родители охотно принимают участие в вечерах развлечений, утренниках, конкурсах. Воспитатели, родители и дети вместе собираются в нашей музыкальной гостиной «Соловушки», чтобы познакомиться с классической музыкой. На собраниях родители получают как практические, так и теоретические знания по следующим темам: «Хороводные игры», «Как научить ребёнка слышать музыку», «Организация домашнего праздника с детьми», «Семья», «Что может быть лучше России?» и др. Оформление стенда в холле сада для родителей, создание персонального сайта (musicaleksandra.ru) с различными разделами дают возможность познакомиться с последними событиями музыкального воспитания ДОУ. С большим удовольствием родители участвуют в различных инсценировках и театрализованных постановках, а также исполняют хоровые произведения с детьми. Помогают в изготовлении декораций и пошиву костюмов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте в структуре основной программы дошкольного образования акцент переносится со знаний, умений и навыков на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура. Кроме этого, согласно ФГОС ДО сегодня нужны новые формы работы с детьми, которые бы позволяли нашим педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Полихудожественный подход позволяет это делать в полной мере.

В наше время музыка звучит повсюду. Представляется, что сформированные в рамках полиходожественной технологии навыки, представления и эстетический вкус детей способны оградить их от низкосортной продукции массовой культуры, в том числе и музыкальной.

Диагностические обследования детей, проводимые по итогам каждого года работы по программе «Истоки» (авторский коллектив Московского института развития образования.- М.,2014), позволили сделать вывод: полихудожественный подход на музыкальных занятиях оказывает значительное обогащение воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их творческих способностей.

Эта работа теперь предоставляет большой интерес не только для детей, но и для взрослых — педагогов и родителей. Можно с уверенностью сказать, что благодаря технологии создания полихудожественных проектов мы учим ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, что делает человека человеком. Взрослые, и педагоги, и родители наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно — нравственном воспитании ребенка.

Музыка как опыт переживания радости

(моя педагогическая философия)

«Кем ты хочешь стать?» — спросил меня мой педагог, вручая свидетельство об окончании музыкальной школы. Ответить тогда однозначно было непросто. Ведь значительно раньше, чем музыкой, я начала заниматься балетом на льду, и мне очень хотелось, чтобы в моей будущей профессии соединились и музыка, и танец, которые я одинаково любила и которым отдала столько сил. Но уже следующий вопрос — «А как ты относишься к детям?» — поставил главный акцент и помог найти главный ответ. Ведь к доверчивым и беззащитным, с широко распахнутыми навстречу миру малышам можно относиться только бережно и только с любовью. И уже вскоре моим главным ответом на все вопросы стал выбор профессии музыкального руководителя в детском саду.

В моём представлении музыкальный руководитель — это образованный педагог-универсал, умения которого поистине безграничны: он много знает и увлекательно рассказывает о музыке, свободно владеет фортепиано и не только, умеет танцевать и обладает прекрасным голосом . Музыкальный руководитель – человек-праздник: всегда в хорошем настроении и его занятия и праздники — яркие и весёлые, к ним с удовольствием готовятся не только дети, но и взрослые. Сегодня в этом портрете появились новые черты – музыкальный руководитель владеет компьютерными технологиями и самостоятельно создаёт все необходимые электронные образовательные ресурсы. А открытость музыкально-информационного пространства делает его настоящим музыкальным «полиглотом», ему сегодня доступна вся музыка мира.

Одним из основополагающих документов, определяющим сегодня педагогическую стратегию каждого педагога, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который говорит о необходимости поиска таких форм работы с детьми, которые бы позволяли обучать дошкольников в парадигме «ненасильственной педагогики», т.е. так, чтобы они об этом даже не догадывались. Но ведь нет ничего более естественного и органичного для ребёнка, чем игра. Именно в игре совершаются его главные открытия, обнаруживаются интересы и проявляются характеры. Радость и удовольствие в игре – это свобода, самовыражение, спонтанность, движение и общение, открытие и достижение. Как показывает практика, все положительные качества и знания у детей формирует не просто сама игра, но то конкретное содержание, которое вносится в нее взрослыми и педагогами.

Именно игру как ведущий вид деятельности я сделала основным принципом организации каждого занятия и праздника. Ведь в игре максимально проявляется и реализуется синкретичность детского мышления и восприятия. Музыкальное занятие в этом смысле даёт уникальные возможности для соединения и развития в игровой ситуации самого разнообразного жизненного опыта ребёнка – коммуникативного, речевого, двигательно-пространственного, сенсорного. Наблюдая динамику развития своих воспитанников, я вижу, как этот синтез влияет на развитие многих навыков собственно музыкального восприятия, на формирование «личного словаря» ребёнка, основанного на речи, пении, танце и игре. Особое значение в этом синтезе приобретают театрализованные формы музицирования.

Огромную помощь в развитии этих идей мне оказывает сотрудничество с этнографическим музеем «Русская изба», созданного на базе нашего образовательного учреждения. Совместно с руководителем музея была освоено методическое пособие «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» авторы: Антонова Г.А.. Ельцова О.М., Николаева Н.А., осознан смысл каждого звена и этапа в процессе внедрения самой программы.

Вхождение в родную культуру стало стержневой содержательной идеей моей работы. Первостепенное значение на этом пути приобретает, прежде всего, детский речевой и музыкальный фольклор: небылицы и прибаутки, загадки и считалки, дразнилки и потешки, заклички и припевки, календарные и хороводные песни. Игровые хороводы не только знакомят детей с особенностями крестьянского быта, но и помогают понять законы природы и освоить нормы человеческого общения.

Работа в опоре на эти жанры существенно влияет на коммуникативное развитие детей, пробуждает собственную речевую активность каждого ребенка, создаёт лексическую основу для его языковых игр, для диалогов между детьми. Особенно это важно для детей с проблемами в речевом развитии. Для меня важно, что таким образом исподволь закладываются основы собственно музыкального, т.е. интонационного мышления каждого ребёнка, ведь даже речевое детское интонирование всегда особенное, предмузыкальное.

Но русская культура это не только фольклор, но и неразрывно связанный с ним золотой фонд музыкальной классики. В работе с авторскими сочинениями наилучшие результаты показывает полихудожественный подход. Музыкальное искусство самое эмоциональное из всех искусств, ни живопись, ни поэзия не располагают такой богатой палитрой оттенков и нюансов. Но во взаимодействии эти разные искусства способны с необычайной силой художественно воздействовать и впечатлить, пробудить тончайшие чувства и высокие мысли. Художественное слово помогает мне дорисовать те картины и образы, которые дети услышали в музыке, а детям — во всей полноте пережить и через слово понять чувства, выраженные в звуках и красках. Так создаётся полный образ и музыкального, и поэтического, и изобразительного произведения. Дети очень чуткие слушатели и всегда понимают настроение. Слово и цвет, резонируя музыке, помогают ребёнку понять, что именно он чувствует. С каждым занятием они подбирают всё новые и более точные слова, чтобы рассказать об этом. Это значит для меня, что мои дети и в дальнейшей жизни смогут понимать себя и управлять своими эмоциями.

Полагаю, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым к неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Надеюсь, что своими занятиями, как и многие мои коллеги, я тоже заложила основы базового доверия и радости жизни, без которых так трудно быть взрослым. Мне бы очень хотелось, чтобы потребность в общении с хорошей музыкой сопровождала всю их дальнейшую жизнь. И мне хочется верить и надеяться сегодня, что каждое моё общение с детьми — это маленькая симфония радости, которая затрагивает самые тонкие струны, и если они звучат слаженно, в унисон, значит я на правильном пути!

Полихудожественного подход к праздникам и развлечениям.

Музыкальное воспитание, как известно, является одним из средств формирования личности ребенка. Но дать знания, развить навыки и умения — не самоцель. Гораздо важнее — пробудить интерес к познанию. Важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, пробудить сопереживание к музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам.

Необходимо отойти от скучных, однообразных занятий, развлечений и праздников несущих в себе только репродуктивный способ передачи знаний, умений и навыков, необходимо использовать более интересные формы работы, способствующие развитию творческой активности ребенка.

Термин «полихудожественный подход» появился в 1987 году в научных разработках и публикациях лаборатории комплексного взаимодействия искусств ИЦЭВ РАО (сейчас, лаборатория интеграции искусств Института художественного образования РАО). Это направление научно обосновано академиком Б. П. Юсовым.

Полихудожественный подход отличается от так называемой комплексной, межпредметной связи уроков эстетического цикла, где одно искусство иллюстрируется примерами другого. В данном случае важно проследить внутренние, образные духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения.

Определяя основные цели полихудожественного воспитания, Б.П. Юсов пишет: «Вектор будущего – воображение, фантазия, мечта. Мы сегодня даем детям в массе искусство прошлого, немного – современного и совсем не приучаем к размышлению о том, что будет, что нового могут сказать дети…культурное будущее человечества куется учителем школы. Культура создается здесь, в школе…» (Б. П. Юсов Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников) Материалы Всероссийского. Совещания — семинара. Самара, 3-6 дек.1996г. М;-Самара: ИЦЭВ РАО, Самара. ИПРО, 19%.28)

Давно известно, что музыку мы не только слышим, но и проживаем двигательно, чувствуем в ней цвет и даже аромат, т.е. воспринимаем всеми органами чувств. В поэзии слово всегда музыкально и изобразительно: А. Блока:

Такой прозрачной глубины
Не видно никогда,
Такой глубокой тишины
Не слышно никогда.

Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, мы используем наиболее эффективную форму – полихудожественный подход, где “поли” – много, “художеств” – искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

Во время прослушивания музыкального произведения в подготовительной группе Э.Грига на тему «Зима» я одновременно показываю картину художника Грабаря «Февральская лазурь» и читаю по настроению совпадающее стихотворение И. Бунин «Зима».

Ещё и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет Божий мир.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона.

Как снегири в кустах звенят… (См. Приложение №1)

Прослушав музыкальное произведение одновременно с поэтом и художником мы попадаем в удивительный мир сказки, которая ярким лучом остается в воспоминаниях о музыке на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты и предъявлять их окружающим во всем блеске. Теперь каждый праздник для детей будет ассоциироваться с конкретными классическими музыкальными произведениями и картинами. Теперь знакомство с разными видами искусства останутся в памяти и встреча на развлечениях и праздниках подарят новые испытания чувств.

Безусловно, полихудожественный подход стал глубоким воздействием на человеческую душу ребенка. Дети слушают музыкальное произведение, слушают стихи с большим интересом, и постепенно словарный запас обогащается.

Детский сад №420 работает по программе «Истоки», с методическим пособием Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Авторы-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.А. «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», художественные средства различных видов искусств объединяются для достижения больших возможностей в развитии художественной культуры ребенка, его творческих способностей.

В нашем дошкольном учреждении сложился прекрасный творческий коллектив педагогов — единомышленников, в который вошли заведующая, методист, воспитатели, логопед, психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, руководитель ИЗО, руководитель музея «Русская изба».

Главная цель музыкального руководителя и любого педагога – воспитание ребенка средствами искусства. Только через искусство мы научим его любить, понимать, чувствовать, слышать, думать и т.д.

В системе полихудожественного подхода музыка приобретает силу обращения к чувствам. Дети ярко представляют себе происходящее в произведении, рассказывая свои впечатления о прослушанном, развивают воображение и гибкость мышления. расширяя свой словарный запас.

Целью моей работы является:

  1. Основная цель моей работы: совершенствовать раздел слушания музыки на музыкальных занятиях в ДОУ через полихудожественный подход.

  2. Развитие творческой активности, выступающую как интегрированное качество личности в деятельности ребенка.

Для реализации этих целей полихудожественного подхода были поставлены задачи:

Задачи:

1. Воспитание духовного, нравственного человека средствами искусства.

2. Знакомство с классической музыкой.

  1. Приобщение детей к русским народным традициям.

В результате на этой основе развивается творческая активность детей, происходит рост интереса к музыке, а также литературе, искусству слова, творческого воображения.

В программе охарактеризован комплекс показателей развития творческой активности, применение полихудожественного подхода на музыкальных занятиях целесообразно.

В детском саду созданы все условия для работы по программе «Истоки» с включением парциальной программы полихудожественного подхода, которая строится на 4 линиях развития ребенка:

Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми и сверстниками. Праздники формируют взаимоотношения между людьми, сближают разные поколения, вырабатывают правила и нормы поведения. (Приложение № 10 к теме «Масленица», приложение №14,15 к теме «Пасха», к теме «Мамин праздник» и др.)

В познавательном развитии выделяют задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем. (Приложение №1, 7 к теме « Зима», Приложение №5,6,8 к теме «Осень», приложение №13,19,20 к теме «Рождество», и др.)

Эстетическое развитие рассматривает в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство). (В каждом приложении имеется эстетическое развитие полихудожественного подхода). В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности. В старшем дошкольном возрасте ребенку уже доступны не только наивные образы детского фольклора, но и более сложные композиции декоративно-прикладного искусства. Так, дети после знакомства с проектами полихудожественного подхода к праздникам и развлечениям выходят в активную деятельность, которая выражается в танцах, песнях, играх, поделках, рисунках. П.П. Блонский считает. Что эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества; «…каждый ребенок в потенции творец всяких, в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя — скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации…»

В программе физического развития заложены начала здорового образа жизни, физической культуры, связанные с активными движениями, дающими ребенку ощущение «мышечной радости». Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому почти как воздух, необходимы детям музыкальные праздники и развлечения.

Использование полихудожественного подхода на праздниках и развлечениях — это особое таинство передачи дум и чувств от сердца к сердцу. Праздник стал не только встречей ребенка с музыкой, но и общением с прекрасным, с высокими видами искусства. (Приложение №16 к теме «День Защитника Отечества»)

Таким образом, погружение детей в музыкальное произведение, средствами полихудожественного подхода несёт воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. Имеется музыкальный зал «Соловушки» со сценой, оркестр народных инструментов, ударных и духовых, театральная гостиная с разнообразными видами театра, а также костюмерная, гримерная, этнографический музей «Русская изба» с изостудией, где собрано множество старинных вещей русского быта, а также художественные поделки, которые изготавливаются руками детей.

На музыкальных занятиях дети слушают классическую музыку и стихи, любуются произведениями изобразительного искусства, учатся понимать и ценить прекрасное.

Мною разработаны занятия на темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Кузьминки», «Покровская Ярмарка», «Масленица», «Пасха» и другие календарные праздники. В своей работе, я стараюсь связывать все занятия, с разными видами искусства, дети лучше слушают музыкальные произведения, понимают их, приобщаются к народным традициям русской культуры, рассказывают, о чем говорят картины, о чем грустит музыка.

Искусство воздействует на 3 стороны органов чувства: музыка, живопись, литература. Эти три стороны представляют собой основу полихудожественного подхода на музыкальных занятиях. Такой подход появился у академика Б.П. Юсова. Представляю принципы полихудожественного развития, средствами искусства по Юсову.

1. Для полихудожественного развития важно привлечь несколько видов искусств одновременно в комплексе.

2. Комплексный характер должен выражаться через интеграцию, а это взаимное проникновение разных видов художественной деятельности.

3. Восприятие должно быть синтетическим, органы чувств взаимно влияют друг на друга, помогают создать в воображении целостный образ.

4. Восприятие произведений искусства должно гармонически сочетаться с собственно — творческой деятельностью детей.

5. Центральным психическим процессом для художественной деятельности является воображение.

6. Коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной, где общая художественная культура всех детей сочетается со специализацией отдельных одаренных детей.

7. Взаимодействие с искусством должно происходить по следующей схеме: писатель, художник, композитор: (через литературу, театр, картину, танец, музыку).

8. Главная цель полихудожественного развития ЭМПАТИЯ – постижение чувств других, способность проникаться этими чувствами, способность к сопереживанию, т.к. это качество является эквивалентом духовности.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

После музыкальных занятий с полихудожественным подходом дети встречают тех же композиторов и художников с поэтами на праздниках и развлечениях, но уже в развернутом виде. Во время начала праздника или развлечения есть момент, когда ведущий рассказывает об истории и традициях праздника. В это время звучит классическая музыка, с которой дети встречались на музыкальных занятиях, а на экране появляется целая серия картин, посвященных данному празднику. Музыкальное произведение сопровождается картинами и стихотворением, которое читает ведущий.

Тем самым, детям становится понятнее рассказ о празднике. Музыка помогает глубже понять настроение, характер мероприятия. Дети, в характере музыки, стараются подражать персонажам, которые изображены на картине. Более осмысленно понимают настроение, темп, динамику музыки, а также слова и художественного произведения.

Праздник! Сколько радости он дарит людям! Праздник уводит детей в удивительный мир сказки, которая ярким лучом остается в воспоминаниях о детстве на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты и предъявить их окружающим во всем блеске.

Искусство — это одна из важнейших областей духовной жизни человечества. Искусство – это вид творческой деятельности, в которой объединяется переживание и оценка эстетических свойств сооружений действительности, а также познание мира в художественных образах. Искусство – это преобразование мира по законам красоты, а также наиболее богатый, универсальный язык художественной выразительности.

Восприятие – это психологический процесс, отражение в сознании человека, предметов и явлений окружающей действительности, при непосредственном воздействии на органы чувств.

В развлечениях и праздниках есть эпизод, где ведущий рассказывает историю праздника и в этот момент звучит музыкальное произведение с демонстрацией картин на заданную тему.

Итак, к празднику Пасхи знакомлю детей с классической музыкой С. Рахманинова, а также хоровым пением без сопровождения. (Приложение №14,15). Как было сказано выше, во время проведения праздника ведущая рассказывает историю и традиции с поэтическим словом А. Майкова «Повсюду благовест гудит». Одновременно с музыкой на экране демонстрируются картины с иконами, обрядовые картины и празднества (А.В. Маковский «Пасхальный стол», Б.М. Кустодиев «Пасхальный обряд» и другие).

После прослушивания выход в активную деятельность, который выражается в играх («катание яиц»), рисовании («красим яйца»).

К празднику «День Победы» подготовительная работа готовилась на музыкальных занятиях. Во время прослушивания песен военных лет А.В. Александрова дошкольникам демонстрирую презентацию картин военных и пленных, а также бои сражений. Заключительным этапом было — пение. На развлечениях демонстрировались уже не слайды, а документальный фильм военных лет, а также видеосюжеты, созданные из картин русских классиков и великих русских композиторов.

С использованием полихудожественного подхода мною подготовлены и проведены праздники и развлечения:

  1. Весна.(Приложение 2,4)

  2. День Победы. (Приложение 17,18)

  3. Зима. (Приложение 1,7)

  4. Покровская ярмарка. (Приложение 11,12)

  5. Новый год.

  6. Кузьминки. (Приложение 9)

  7. Мамин праздник.

  8. Масленица (Приложение 10)

  9. Осень (Приложение 5,6,8)

  10. Пасха (Приложение 14,15)

  11. День Защитника Отечества (Приложение16)

  12. Настроение (Приложение №3)

  13. Рождество (Приложение 13,19,20)

  14. Святки.

  15. Георгий Победоносец.

Произведения таких композиторов, как П.И. Чайковский, А. Вивальди, Л.В. Бетховен, С. Рахманинов и т.д., всегда будут достойны внимания, как и Б.М. Кустодиев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, а также С. А. Есенин, А.С. Пушкин, М. Лермонтов.

Для каждой возрастной группы я подбираю произведения искусств, соответствующие особенностям психического развития ребенка, который входит в план музыкального руководителя. Так, во второй младшей группе, на тему «Осени» дети знакомятся с В.А. Моцартом, с картиной Левитана «Золотая Осень» и Тютчева «Осень». Тем самым, беседы о времени года будет связано со встречей выдающихся композиторов, поэтов и художников.

В отличие от традиционных задач, детям закладываются:

нравственные чувства ребенка,

воспитывается чувство патриотизма,

основы эстетического созерцания природы,

воспитывается интерес к познанию богатства мира природы.

Благодаря полихудожественному подходу у детей появилась возможность общаться с классической музыкой не только на занятиях, где продолжительность раздела составляет 5-7 минут, но и на развлечениях и праздниках. Повысилась творческая активность детей.

Дети с удовольствием слушают произведения классической музыки, умеют сопоставлять картины и музыку по темам, характеру, динамике, темпу, приобщаются к русским народным традициям. Такой полихудожественный подход помогает воспитывать духовного, нравственного человека, средствами искусства.

В наше время музыка звучит повсюду, но невозможно очень часто наслаждаться высокохудожественной музыкой, а на музыкальных занятиях дети могут получить большое удовольствие, научиться понимать музыку через различные виды искусства.

Диагностические обследования детей, проводимые по итогам каждого года работы по программе «Истоки», позволили сделать вывод: полихудожественный подход на музыкальных занятиях оказывает значительное обогащение воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их творческих способностей.

Эта работа теперь предоставляет большой интерес не только для детей, но и для взрослых-педагогов и родителей.

Приложение.

Проекты полихудожественного подхода к праздникам и развлечениям.

Приложение №1 к теме «Зима»

Э. Григ. «Утро»

Грабарь «Февральская лазурь»

Ф.Тютчев «Зима»

Приложение №2 к теме «Весна»

М.П. Мусоргский «Рассвет на Моска — реке»

Ромадин «Март»

Ф.Тютчев «Весна»

Приложение №3 к теме «Настроение»

Л. Бетховен увертюра «Эгмонт»

И.И. Левитан «Над вечным покоем»

В.Брюсов «Летняя гроза»

Приложение №4 к теме «Весна»

Салманов «Ночь»

Бялиницкий — Бирюль «Весенний день»

И.Бунин «Весеннее»

Приложение №5 к теме «Осень»

Ф. Шопен «Ноктюрн»

Левитан «Березовая роща»

А.С. Пушкин «Осень»

Приложение №6 к теме «Осень»

И.С.Бах «Шутка» из сюиты №2

И.И.Левитан «Золотая осень»

Ф.Тютчев «Осень»

Приложение №7 к теме «Зима»

И. Штраус «Вальс»

Т. Кинкейд. «Новый Год»

С. Есенин «Снег», К. Случевский «Зима»

Приложение №8 к теме «Осень»

К. Глюк «Мелодия»

Левитан «Осенний день»

И.Тургенев «Осень»

Приложение №9 к теме «Кузьминки»

Русский народный оркестр «Во кузнице»

Л.Плахов «Кузница»

С. Есенин. «Кузнец» Том 2 с.33

Приложение №10 к теме «Масленица»

Русский народный оркестр «Масленица»

Б.М. Кустодиев «Масленица»

«Масленица» Ираида Мордовина

Приложение №11 к теме «Покровская ярмарка»

Ансамбль «Родные напевы» «Богородице, дева радуйся»

Икона Пресвятой Богородицы.

Приложение №12 к теме «Покровская ярмарка»

Оркестр русских народных инструментов

Б.М. Кустодиев «Ярмарка»

«Ярмарочные зазывалы» р.н.с.

Приложение № 13 к теме «Рождество»

1. «Рождественские песни» Детский хор «Ангелы поют»

1.1«Рождество Христово» Русский хор

Валентин Берестов «Святки»

Воробьев «Пещера Рождества»

Приложение №14 к теме «Пасха»

  1. С. Рахманинов Академический Большой хор Мастера Хорового пения соло Полина Баканова «Всенощное бдение» Благослови душу мою, господи»

  2. А. Кузнецов «Воскресение Христово», 1898г.

    1. Карпычев «Явление Христа после воскресения « 1910 г.

  3. А. Майков «Повсюду благовест гудит».

Приложение № 15 к теме «Пасха»

Колокольный звон. Целительство.

Б.М. Кустодиев «Пасхальный день

А. Майков «Повсюду благовест гудит»

Приложение № 16 к теме «Защитника Отечества»

Г.В. Свиридов сюита «Время вперед»

К. Симонов «Далеко на востоке»или Сосюра.

Фото танковых колонн на параде

Приложение № 17 к теме «День Победы»

Александров «Вставай, страна огромная»

Неизвестный художник «Широким шагом»

Приложение № 18 к теме «День Победы»

Песни военных лет.

Картины и фото сражений военных лет.

Приложение №19 к теме «Рождество»

1. Митрополичий хор русского кафедрального собора в Париже под управлением Петра Спасского (из альбома «Рождественская всенощная»)

2. Broklin Музей

2.1. А. Мантеньи

2.2 Воробьев «Пещера Рождества»

Приложение №20 к теме «Рождество»

  1. Митрополичий хор русского кафедрального собора в Париже. Кондак. Рождество Христово.

  2. Геррит Ван Хонтхорст «Поклонение пастухов»

    1. Корреджо «Поклонение пастухов»

    2. Эль Греко «Рождество»

Приложение №21 к теме «Мамин праздник»

  1. И.С.Бах «Аве Мария» (ф-но исполнение)

  2. Е.Ю. Шаламонова «Мама»

  3. Серия картин о маме.

Приложение №22 к теме «Мамин день»

  1. Ф.Шуберт «Аве Мария»

  2. Е.Ю. Шаламонова «Мама»

  3. Серия картин божественной мамы.

Литература.

  1. К.А. Самолдина, Е.П.Маркова «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» Программа и методические рекомендации. Новосибирск НИПКиПРО 2007год.

  2. Программа «Истоки» Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца А.Н. Давидчук, И.Н. Ивашка. Москва «Просвещение» 2003 год.

  3. Воспитательно-образовательная программа «Родничок» Русская народная культура детям. Новосибирск 2008год.

  4. Журнал «Музыкальный руководитель» 6/2004 учредитель и изд. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

  5. А.Н. Давидчук, И.Н. Ивашка. «Планирование образовательной работы в ДОУ» Москва Мозаика-Синтез 2004г

  6. Ветлугина «Методика и теория дошкольного воспитания в детском саду» Москва 1986г.

  7. Журнал «Дошкольное воспитание» 1/2000 г.

  8. Ветлугина Н.А. «Теория и метолика музыкального воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 1983г.

  9. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Москва, «Просвещение» 1987 г.

  10. М..А. Михайлова «Детские праздники» Ярославль «Академия развития», 199г.

  11. Стихи русских поэтов «Времена Года» Издательство «Самовар», Составитель Марина Владимировна Юдаева 2007г.

  12. «Здравствуй, праздник!» Состав. Оформление ООО «Корона принт». 1998г. Сост. Т. Барышникова

  13. Горькова Л.Г, Обухова Л.А. Москва «ВАКО» , «Праздники и развлечения в детском саду», 2004г.

  14. С. Н. Захарова «Сценарии праздников для старших дошкольников».

    Спасибо за внимание!!!