Для Вас, родители!

На этой странице данная презентация поможет родителям интересно, а главное с пользой проводить свободное время с ребенком.

Игры для родителей

Правила поведения на утреннике

«Покличем солнышко»

Ход игры: Дети образуют два круга- внутренний и внешний. Начинают читать закличку и играть:

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

А зачем всходить?

А зачем будить?

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать.

Оба круга двигаются в противоположном направлении. Затем внутренний круг, поднимая сомкнутые руки, отходят назад, пропуская детей из внешнего круга в центр, затем –наоборот. Это выполняется на каждую фразу заклички. По окончании заклички те,кто оказался во внутреннем круге,догоняют остальных детей. Догнав товарища, берут его за руку и встают парами в ручеек.

«Золотые ворота»

Ход игры: Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх- делают «золотые ворота», Ведущий подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все поют:

В золотые ворота

Проходите, господа,

Первый раз прощается,

Второй раз-запрещается ,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки, которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центр ветке. Первый, выдернувший ветку, идет «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в кругу.

«Золотые ворота»

Золотые ворота,

Проходите, Господа,

Первый раз прощается,

Второй раз-запрещается,

А на третий раз-не пропустим Вас.

Ход игры: Выбираются двое ведущих, определяются символы «Луна» и «Солнце» (можно считалочкой). «Солнце» и «Луна» делают двойные ворота, остальные дети встают цепочкой, взявшись за руки, и проходят в ворота. По окончании приговорки ворота закрываются («Солнце» и «Луна» опускают руки). Участники, оставшиеся внутри ворот, выбирают символ, для этого остальные дети спрашивают: «Солнце» или «Луна?» Итак, игра повторяется, выигравшим становится тот символ, который собрал наибольшее количество участников.

«Костромушка»

Ход игры: По жребию выбирается Кострома. Играющие подходят к ней и поют или

приговаривают:

Кострома, Кострома, Каша масленая,

Чужая дальняя сторона! Ложка крашенная,

У Костромы в дому Кашу брошу, ложку брошу

Ели кашу на полу; Душа по миру пойдет.

Спев песню, игроки наклоняются к Костроме и задают ей вопрос: «Где Кострома?! Кострома отвечают: «В лес ушла!» Получив ответ, играющие поют:

Кострома, Кострома Умер, умер наш покойник,

Чужая, дальняя сторона, Ни во среду, ни во вторник,

Зачем в лес забрела.? Его стали кадить,

В бане редкий полог, Он глазками глядит.

Расшибешь себе носок! Стали Кузьмой величать

Спинку гвоздем расскребёшь, Он ногами стучать,

На тот свет скоро пойдешь! Костромушкой величать-

-Где Кострома? Стал он спинку расправлять,

-Кострома померла. А как стали одевать-Он за нами бежать!

При последних словах дети разбегаются. Кострома начинает их ловить. Пойманный становится

Костромой, игра начинается снова.

«Бояре» — (стенка-на стенку).

Бояре, а мы к Вам пришли, А мы ее выучим, выучим,

Молодые, а мы к Вам пришли. Ходи, млада, выучим, выучим.

Бояре, Вы зачем пришли? А Вы ее плеточкой, плеточкой,

Молодые, Вы зачем пришли? Ходи, млада, плеточкой,

плеточкой.

Бояре, мы невесту выбирать, Нет, мы ее пряничком, пряничком.

Молодые, мы невесту выбирать. Ходи, млада, пряничком, пряничком.

Бояре, Вам какая мила? Бояре, у нас прибыло, прибыло,

Молодые, Вам какая мила? Молодые, у нас прибыло.

Бояре, нам вот эта мила, Бояре, у нас убыло, убыло,

Молодые, нам вот эта мила. Бояре, у нас, убыло, убыло.

Она у нас дурочка, дурочка, Ходи, млада, дурочка, дурочка.

Ход игры: Дети делятся на две группы, образуя две, противоборствующие «стенки». По очереди группы совершают движения в соответствии со словами песни. Со словами : «Нам вот эта мила!», дети первой группы выбирают «невесту» из второй группы. Дети второй группы не хотят отдавать «невесту» и оговаривают ее, в свою очередь, дети первой группы защищают «невесту» и забирают ее.

«Растим мак»

Ход игры: Играющие ,взявшись за руки, становятся в круг. Посередине круга садится «мак». Играющие ходят общим кругом и поют:

Ай, на горе мак,

Под горою бел, бел!

Ах вы, маки — маковочки,

Станьте вы в ряд

Спросим про мак.

Игроки останавливаются и спрашивают у хороводника: «Сеяли мак?» Хороводник отвечает: «Только землю вспахали». Игроки поют ту же песню, потом спрашивают: «Сеяли мак?» — «Сеяли». После каждого ответа игроки поют песню и спрашивают последовательно: «Взошел ли мак?» — «Всходит»-«Зацвел ли мак?» — «Зацвел» — «Поспевает ли мак?» — «Поспел собирайтесь отряхать!» Хороводник вскакивает и старается выбежать из круга; если не успевает, все бросаются к нему и трясут его. Хороводник должен успеть три раза ударить кого-нибудь по счету; тогда все отступают от него и ударенный становится хороводником.

«Пора бабушка в пир»

Ход игры: Играющие образуют круг, держа друг друга за руки. В середине круга ставят одного с завязанными глазами- это и есть бабушка. Начинаются переговоры бабушки и играющих:

— Бабушка, бабушка! Пора в пир!

— Не в чем!

— В рогоже!

— Не гоже!

— В лукошке!

— Покато!

— На крылышках полетай!

На последних словах бабушка, кружась и махая руками наподобие летящей птицы приближается к окружности круга и, натыкаясь на кого-либо, старается узнать его. Если узнает, то последний делается бабушкой, если не узнает, то бабушка продолжает ловить по-прежнему.

«Дедушка — Рожок»

Ход игры:

Один из играющих — «дедушка-рожок» (водящий). Ему отводится дом. Затем все остальные играющие делятся на две равные партии, расходятся на

две противоположные стороны, по бокам «дома» водящего. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем самым свой «дом». Свободное пространство между домами называется полем.

Когда для игры все готово, «дедушка-рожок» из своего «дома» спрашивает:

-Кто меня боится?

-Никто — отвечают играющие и перебегают из одного своего «дома» в другой через поле, подразнивая при этом водящего:

-Дедушка-рожок на печи дыру прожег.

Водящий ловит перебегающих и пойманных отводит в свой дом». Перебегающие могут выручить пойманных. Пока водящий занят ловлей кого-либо из бегающих, один из играющих подбегает к дому водящего и дотрагивается рукой до пойманного. Он после этого считается

Вырученным и может снова присоединиться к своей группе.

Когда водящий переловит всех, тогда водить в следующей игре начинает пойманный прежде других.

Иногда же пойманные водящим становятся его помощниками вместе с ним ловят остальных играющих.

«Я золото хороню»

Ход игры: Считалочкой выбирается водящий и «раскладывающий». Остальные играющие садятся на скамеечку в ряд. «Раскладывающий» берет какой-нибудь маленький предмет (пуговицу, колечко и прочее) и делает вид, что кладет его в сложенные лодочкой руки играющих. При этом он приговаривает:

Я золото хороню

У батюшки, в терему,

Кому золото попало,

Там метелкой распахало.

Водящий становится посреди игроков и старается угадать, у кого спрятан предмет. Если угадывает, то садится на место игрока, кому этот предмет положили, а тот идет «раскладывать».

«Медведь»

Выбирается «медведь». Остальные играющие поют, по очереди выставляя ногу:

Та ли нога?

— Нет, не та.

И так несколько раз, пока очередь не дойдет до последнего.

Тогда поют:

— Усь, медведь,

Погонись за мной.

Затем дети разбегаются, а «медведь» вскакивает и бежит за ними.

Кого поймает,тот становится «медведем»

«Горелки»

Ход игры: Водящий становится впереди всех, на расстоянии 1-2 аршин от остальных горящих. Ему строго воспрещается оглядываться назад и смотреть в сторону. Позади его выстраиваются вереницей, попарно, одна пара за другой, остальные игроки, причем пары преимущественно составляются из мальчика и девочки.

Пары хором распевают:

«Гори, гори, масло!

Гори, гори ясно!

Чтобы не погасло!

Глянь на небо, там птички летят!»

В это время водящий должен оглянуться на небо. А задняя пара отделяется от других, разъединяется по сторонам, обходят стоящих попарно, бежит со всех ног. Стараясь схватиться за руки. Между тем, водящий не только мешает этому, но и пытается поймать одного из них, что признается равносильным изволению. Оставшийся без пары становится водящим

«Девки сеяли капусту» — (стенка-на стенку)

Девки сеяли капусту, приговаривали:

Ой,ли, ой-лю-ли, приговаривали.

Кто захочет капусты, скачи к нам в огород

Ой,ли, ой-лю-ли, скачи к нам в огород.

А Ванюша легок, да на босу ногу сапог,

Ой, ли, ой-лю-ли, да на босу ногу сапог.

Он капусту не срубил,

Да красну девку полюбил,

Ой, ли, ой-лю-ли,

Да красну девку полюбил.

За правую руку в хоровод заводил,

Ой, ли, ой-лю-ли, в хоровод заводил

Ход игры: Дети делятся на две группы противоборствующие «стенки». По очереди группы совершают движения. В конце песни мальчик первой группы выбирает девочку второй группы и они выполняют танцевальные движения, а остальные участники игры хлопают в ладоши.

«Молчанка»

Ход игры: Считалочкой выбирается ведущий. Дети ходят п кругу и произносят слова:

Что за славен денек,

Собирайтесь в хоровод.

Станем кругом ходить

Да зиму веселить!

Хоровод заведем,

Дружно все запоем!-

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

Все должны замолчать, а ведущий пытается их рассмешить.

«Черный жук»

Ход игры: Выбирается водящий-жук. Становится спиной к остальным детям, широко расставив ноги. В эти «ворота» играющие бросают шапки. Когда все брошены, «жук» ползет и старается их отыскать.

Играющие приговаривают;

Жук ползет, жук без рук

Не найдет мою шапку.

Когда все шапки собраны, «жук» пытается узнать хозяина шапки. Если получается, то хозяин берет ее и бежит на место, где стоит «жук», чтобы водить вместо него. Если водящий не узнал хозяина ни одной из шапок, он водит снова.

«В углы»

Ход игры: Четверо играющих стоят по углам, а один- в центре

По сигналу:

Угол на угол!

Кукареку!

Все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот ,кто остался в центре,-проигравший.

Выбрав себе замену, любого из играющих-он выбывает из игры.

«Кузнецы»

Ход игры: По считалочке выбирается «кузнец», остальные-«жеребцы». Подходят к кузнецу и говорят;

Эй, кузнец, молодец

Расковался жеребец, Ты, подкуй его опять.

Кузнец:

Отчего не подковать?

Вот гвоздь,

Вот-подкова,

Раз, два — и готово!

На слове «готово» жеребцы убегают, кузнец их ловит. Пойманный становится кузнецом.

«Венок»

Ход игры: Двое ребят с венком берутся за руки, поднимая их вверх, образуя ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала,

К себе призывала:

— Идите, девочки, на луг гулять,

Зеленые веточки завивать.

Мы тебя, березка, не согнем,

На тебе веночки не завьем.

Я к вам девушки сама согнусь,

Сама в веточки совьюсь.

Завейте венки зеленые-

Станете весь год веселые.

Дети, которые образуют ворота, кидают одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-веночек, спрячься в теремочек». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Спрятавший подсказывает: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

«Кружева»

Ход игры: Играющие выбирают двух водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют.

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты расписные.

Раз, два не воронь,

Беги как огонь!

На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

«Терем»

Ход игры : Один из играющих, по жребию или уговору, становится посреди улицы и ловит при этом остальных игроков, перебегающих с одной стороны на другую. Во время перебежки дети приговаривают:

Теремок, теремок, за всяким деревом!

Дуб, калач, стань не плач!

Если водящему удается кого-то поймать, тогда последний становится водящим, а прежний водящий присоединяется к играющим.

«Кумок, продай уголок»

Ход игры: Дети встают кругом по двое друг за другом. Один ребенок – лишний, он идет покупать уголок. Те дети, которые стоят внутри круга-уголки, снаружи- продавцы. Покупатель подходит к любому продавцу. Происходит диалог:

-Кум, кумок, продай уголок!

-А что дашь?

-Голик да веник, да сто рублей денег!

-Согласен!

Участники ударяют по рукам и бегут вокруг всего круга в разные стороны. Кто первый добежит до «уголка». Нужно встать впереди

«уголка», тот, кто прибежал последним, становится покупателем и игра продолжается.

Продавцу может быть предложено все, что угодно, и чем нелепее будет предложение, тем лучше, например:

«Сорок сорокушек соленых мокрушек!»,

«Сорок амбаров мороженых тараканов!»,

«Чайник без дна, только ручка одна!» и т.п.

«Растяпа»

Ход игры: Дети встают парами по кругу ,друг за другом ,один участник остается без пары. Внутри стоящие участники идут под музыку и танцуют. По окончании музыкального сопровождения, танцующие становятся сзади игроков, которые образуют внешний круг. Оставшемуся участнику игры остальные, говорят горилку:

Раз, два, три, Растяпа — ты!

Игра повторяется.

Если проигравшим становится один и тот же участник несколько раз, звучат горилки

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь

Растяпа ты опять!

Растяпа ты совсем!

«Дрема»

Ход игры: Считалочкой выбирается водящий — «дрема». Он садится на корточки в центре круга и закрывает глаза. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу по часовой стрелке и приговаривают:

Сидит дрема, сидит дрема,

сидит дрема со своей дремотой — 2раза

«Дрема» должен исполнять все, что говорят играющие:

Встает дрема, встает дрема,

Встает дрема со своей дремотой — 2раза

«Дрема» встает, потягивается, зевает и начинает идти навстречу общему движению, не открывая глаз:

Ходит дрема, ходит дрема

Ходит дрема со своей дремотой — 2раза

Ловит дрема, ловит дрема

Ловит дрема со своей дремотой-2раза.

Как только произносится последнее слово, все игроки разбегаются по комнате, а «дрема» ловит их с закрытыми глазами. Пойманного игрока он должен назвать. Если пойманный игрок назван правильно, он становится «дремой», игра продолжается.

Игра «Карусель»

Осень держит в руках зонт с разноцветными лентами. Дети берутся за ленты и, произнося слова, двигаются согласно тексту:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Игра «Черный жук»

Выбирается водящий – «жук». Он встает спиной к остальным детям, широко расставив ноги. В эти «ворота» играющие бросают шапки. Когда все шапки брошены, «жук» ползет, стараясь отыскать шапку за шапкой. Играющие при этом приговаривают:

Жук ползет,

Жук без рук.

Не найдет мою шапку.

Когда шапки собраны, «жук» пытается узнать хозяина шапки. Если у него это получается, то хозяин берет свою шапку и бежит на место, где стоит «жук», чтобы водить вместо него. Остальные играющие, взяв свои шапки, бросают их в бегущего. Если водящий не узнал хозяина ни одной из шапок, он водит снова.

По окончанию игры беседа об октябре продолжается. Педагог показывает детям слайды о животных, о том, как они готовятся к зиме. Ведет рассказ взрослый, а дети при желании дополняют его рассказ сведениями из своего личного опыта или задают вопросы, уточняя и углубляя свои познания.

Игра «Лягушка»

В начале игры обозначают «дом лягушки» и «дома» остальных игроков.

Водящий, изображая лягушку, садится на корточки. Участники игры подходят к нему со словами: «Я в лягушачьем доме, что хочу, то делаю». «Лягушка» встает и догоняет играющих, которые стараются побыстрее добежать до своего «домика». Добежавший игрок говорит «дома» или «в своем доме». Пойманный становится «лягушкой».

Игра «В углы»

Четверо играющих стоят по углам, а один – в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто остался в центре, – проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – он выбывает из игры.

Игра «Гори-гори ясно» («Горелки»)

Для игры в горелки выбирают ведущего – «горящего».

«Горящий» вставал и, устремив взор вверх (на небо) поёт:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, смело,

Глянь на небо –

Звёзды горят,

Журавли кричат:

«Гу-гу-гу, убегу!

Гу-гу-гу, убегу!»

В это время все остальные игроки убегают и прячутся. «Горящий», пропев песню, начинает искать остальных игроков.

Игра «Кумок, продай уголок»

Дети встают кругом по двое друг за другом, как в игре «Третий лишний». Один ребенок – лишний, он идет покупать уголок. Дети, которые стоят внутри круга – уголки, снаружи – продавцы. Покупатель подходит к любому продавцу и происходит диалог:

Кум, кумок, продай уголок!

А что дашь?

Голик да веник, да сто рублей денег!

Согласен!

Участники «ударяют по рукам» и бегут вокруг всего круга в разные стороны, стараясь быстрее добежать до «уголка». Нужно встать впереди «уголка». Тот, кто прибежал последним, становится покупателем и игра продолжается. Продавцу может быть предложено все, что угодно, чем нелепее будет предложенное, тем лучше, например: «Сорок сорокушек соленых мокрушек!», «Сорок амбаров мороженых тараканов!», «Чайник без дна, только ручка одна!» и т.п.

Дети рассаживаются на лавки. Ведущий рассказывает детям о празднике Покрова пресвятой Богородицы.

Игра «Кто быстрее сложит поленницу»

Дети делятся на две команды. Каждой команде выдаются палочки по количеству детей. Дети выстраиваются командами друг за другом и наперегонки начинают укладывать поленницу. Побеждает та команда, у которой получится быстрее «сложить поленницу».

Игра «Я веселая ткачиха»

Игроки строятся в две шеренги лицом друг к другу, взявшись за локотки. В течение игры девочки произносят слова: «Я веселая ткачиха, я пряду, пряду, пряду…». Шеренги сходятся вплотную и расступаются на расстояние 2–4 метра. Между двумя станинами (шеренгами) бегают челноки, по одной участнице от каждой. Их задача – успеть пробежать между станинами до того момента, пока они сойдутся. Шеренги стараются поймать (зажать) девочек – «челноков».(Или) Игра «Челнок»

Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 челнока навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив:

Челнок бежит,

Земля дрожит,

Шьет-пошивает,

Дале посылает.

Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время «челноки» должны проскочить. Если не успевают, то «заткали ниточку».

Игра «Соберем грибы»

Дети собирают грибы в картонные корзинки, а шишки – в настоящую корзину.

Игра «Узнай, кто»

П е д а г о г. В народе говорили: «Делу – время, потехе – час». Давайте поиграем.

Выбирается водящий. Один из играющих подкрадывается к водящему и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это, и назвать его по имени. (Можно меняться с кем-либо одеждой и т.д.)

Игра «У дядюшки Трифона».

Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом водящий выполняет какие-либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.

Игра на внимание «Воробьи – вороны».

Дети выстраиваются в две колонны парами: один ребенок – «воробей», другой – «ворона».

Педагог медленно по слогам произносит слово: во-ро-бей или во-ро-на. Если произносится слово «во-ро-бей», дети — «воробьи» отскакивают в сторону, а «вороны» должны успеть задеть их рукой, и наоборот. Но педагог может произнести и другие слова: например, во-ро-та, тогда все остаются на своих местах.

Народная игра «Кузовок»

Все садятся за стол, ставят на него корзинку и ведущий говорит соседу по столу: «Вот тебе кузовок, клади в него что есть на –ок, обмолвишься – отдашь залог». Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют слова на –ок: «Я положу в кузовок платок», «А я – клубок», «Я – замок» и прочее. Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзинку залог – платок, карандаш, заколку и так далее. По окончании игры корзинку накрывают чем-нибудь, и кто-нибудь из детей достает залог за залогом со словами: «Чей залог вынется, что тому делать?» Каждому назначают выкуп: попрыгать по комнате, песенку спеть, загадку загадать и т.п.

Народная игра «Два мороза»

На противоположных сторонах групповой комнаты отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу педагога «Морозы» начинают говорить:

Мы, два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я – Мороз Красный Нос,

Я – Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие дети на другой стороне комнаты хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки. А «Морозы» стараются их догнать и «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.

Игра «Угадай, какая буква?»

Педагог произносит четверостишие-загадку, дети отгадывают, о какой букве идет речь.

Кто отправляется в полет, Подходящие ворота.

В клюве веточку несет? Проходи, кому охота!

Отвечайте, кто знаток: На эту букву посмотри —

Это что за молоток? Она совсем как цифра «три».

Вот ведь горе у старушки: Эта буква с большим брюшком,

На очках сломались дужки! В кепке с длинным козырьком.

Эта буква широка Гриб стоит среди дорожки —

И похожа на жука. Голова на тонкой ножке.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук: Вот стоит, дымок пуская,

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! Буква… – труба печная.

Вот какая эта буква: Да, вы правильно решили:

С коготочком на конце. Букву пишем как четыре.

Коготок – царапка, Только с цифрами, друзья,

Как кошачья лапка. Буквы путать нам нельзя.

Игра «Гласные буквы»

Буквы гласные мы знаем – «а – о – у – ы».

Мы сейчас их сосчитаем – «а – о – у – ы». Дети загибают пальцы.

Однажды по лесу гуляли – «а – о – у – ы». Произносят весело.

И случайно заплутали – «а – о – у – ы». Произносят жалобно.

Громко нас они позвали – «а – о – у – ы». Произносят громко.

Только эхо отвечало – «а – о – у – ы». Произносят тихо.

И медведя повстречали – «а – о – у – ы». Произносят испуганно.

И от страха задрожали – «а – о – у – ы». Произносят дрожащим голосом.

Мишка добрый очень был – «а – о – у – ы». Произносят ласково.

И до дому проводил – «а – о – у – ы». Произносят радостно.

Н а у м. Потешили, ребятки, старика. Мне весело с вами. Так хочется еще во что-нибудь поиграть.

Д е т и.

Мы поем, играем, пляшем,

А потом поем опять.

Веселитесь вместе с нами,

Мы научим вас играть!

Пальчиковая игра «Гномики-прачки»

Дети предлагают дедушке Науму пройти с ними на ковер, всем вместе «превратиться» в гномиков (присесть) и сделать пальчиковую гимнастику.

Жили-были в домике Маленькие гномики:

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

Загибаем пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибаем пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать:

Трем кулачками друг о друга.

Токи – рубашки,

Загибаем пальчики, начиная с больших.

Пики – платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил

Игра «Зеркало»

Детям предлагается представить, что они зашли в магазин зеркал. Одна половина детей – «зеркала», другая – разные «зверушки». «Зверушки» ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц «зверушек».

Игра малой подвижности «Заморожу»

Дети стоят в кругу. Выбирается «Дед Мороз», который находится в центре круга. Дед Мороз со словами «Заморожу щеки!» начинает бегать по кругу и пытаться дотронуться до детских щечек. Дети руками закрывают лицо. Если Мороз объявляет, что заморозит коленки, дети приседают и закрывают руками свои коленки и т.д.

Игра «Отгадай загадку»

Дети делятся на пары или тройки. Каждая группа детей выбирает себе предметную картинку с изображением какого-нибудь животного и составляет о нем описательный рассказ-загадку (само животное при этом не называется). По описанию другие дети должны догадаться, о ком идет речь.

Игра «Скакалка»

Дети встают в круг, Хозяйка со скакалкой в руке стоит в центре круга. Звучит веселая музыка. Хозяйка приседает и начинает водить скакалкой (во всю длину) понизу по всему кругу. Дети, как только скакалка приближается к их ногам, подпрыгивают. Кого скакалка заденет, выходит из круга и участия в игре не принимает. Выигрывают те, кто дольше всех задержится в круге.

Игра «Выпал беленький снежок»

Дети образуют три круга (каждый круг внутри другого): первый круг – малыши, второй – дети постарше, третий – самые старшие. Все поют.

Выпал беленький снежок, Дети поднимают руки вверх и медленно опускают их,

Соберемся мы в кружок. Подражая падающему снегу.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся Дети в каждом круге становятся друг за другом

И под горку быстро мчимся. и бегут по кругу, вытянув руки назад.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали, Дети медленно идут покругу, руки у них согнуты

Друг за другом побежали. в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат

Снег, снег, белый снег, палки от лыж.

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили, Дети наклоняются и показывают, как лепят

Вместе куклу смастерили. куклу-снеговика.

Снег, снег, белый снег,

Кукла вышла лучше всех.

Детки к вечеру устали, Дети садятся на корточки, руки складывают

Все в кроватках задремали. под щечку – «спят».

Снег, снег, белый снег,

Спят ребятки крепче всех.

Игра « Оркестр»

Дети встают тремя кругами. В каждом кругу стоит водящий – « пастушок» со своим инструментом. Можно использовать различные русские народные инструменты.

1-й п а с т у ш о к (играет на дудочке).

Пастушок дудку взял

И тихонько заиграл.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду! –

Тихо дует он в дуду.

2-й п а с т у ш о к (играет на барабане).

Пастух палочки берет,

В барабан он ими бьет.

Бам-бам-бам, бам-бам-бам! –

Так играет барабан.

3-й п а с т у ш о к (играет на бубне).

Пастух в бубен застучал,

Рукой громко ударял.

Там-там-там, там-там-там!

Что за шум и тарарам?

Звучит русская народная мелодия, дети разбегаются по залу, пастушки тоже. Когда музыка закончится, детям нужно найти своего пастушка и быстро встать в круг.

Игра «Молчанка»

Д е т и (хором).

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

С последним словом речевки все замолкают, а ведущий пытается всех рассмешить.

Игра «Четвертый лишний»

Педагог предлагает детям игру на внимание: нужно в предложенной группе слов выделить лишнее слово, объяснив свой выбор.

Слова:

  • декабрь, январь, февраль, апрель;

  • шуба, валенки, туфли, тулуп, шарф;

  • гирлянда, хлопушка, кубики, мишура;

  • воробей, синица, жаворонок, сорока;

  • сорока, ворона, клест, снегирь.

Народная игра «Горелки»

Водящий встает впереди всех, на расстоянии 1-2 шагов от остальных играющих. Ему строго воспрещается оглядываться назад и смотреть в сторону. Позади водящего игроки выстраиваются попарно, одна пара за другой, преимущественно пары составляются из мальчика и девочки. Пары хором распевают: «Гори, гори, масло! Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо – там птички летают!».

В это время водящий должен оглянуться на небо, а задняя пара отделяется от других, дети расходится по сторонам, обходят стоящих попарно, бегут со всех ног, стараясь схватиться за руки. Между тем, водящий не только мешает этому, но и пытается поймать одного из игроков. Оставшийся без пары игрок становится водящим.

Игра «Снег идет»

Дети становятся в круг, поворачиваются и медленно идут друг за другом со словами:

Снег идет, снег идет. Руками показывают, как плавно с неба падает снег.

Дворник улицу метет. Имитируют движения дворника, метущего улицу.

Стороной народ идет.

Веселей, веселей! Бодро и весело шагают друг за другом.

Заниматься нам не лень.

Мы немножко разомнемся, Совершают произвольные движения.

За дела опять возьмемся.

Игра «Дедушка-рожок».

Один из играющих – «дедушка-рожок» (водящий). Ему отводится «дом». Все остальные играющие делятся на две равные группы и расходятся на две противоположные стороны, по бокам «дома» водящего. При этом каждая группа проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем самым свой «дом». Свободное пространство между «домами» называется полем. Когда для игры все готово, «дедушка-рожок» из своего «дома» спрашивает:

«Кто меня боится?» «Никто», – отвечают играющие и перебегают из одного своего «дома» в другой через поле, поддразнивая при этом водящего: «Дедушка-рожок на печи дыру прожег».

Водящий ловит перебегающих и пойманных отводит в свой «дом». Перебегающие могут выручать пойманных: пока водящий занят ловлей кого-либо из бегающих, один из играющих подбегает к «дому» водящего и дотрагивается рукой до пойманного, который после этого считается «вырученным» и может снова присоединиться к своей группе. Когда водящий переловит всех, тогда водить в следующей игре начинает пойманный прежде других. Иногда же пойманные водящим становятся его помощниками и вместе с ним ловят остальных играющих.

Игра «Ручеек»

Д е т и.

Мы жаворонков лепили,

Зелены ленты купили,

Журавлей снарядили,

На столб посадили. Считалку, по

Хоровод водили.

Дети передают жаворонков, которых они вылепили накануне из соленого теста Весне. Гостья благодарит детей и предлагает им поиграть.

Хороводная игра «Охотник»

Дети стоят в кругу. Водящий говорит считалку, показывая по порядку на каждого. На слова «Ты – охотник. Ой, беда!», ребенок, на которого указал водящий, становится «охотником». Он кричит: «Разбегайся кто куда» — и начинает ловить играющих.

Народная игра «Гори ясно»

Водящий встает впереди всех, на расстоянии 1-2 шагов от остальных играющих. Ему строго воспрещается оглядываться назад и смотреть в сторону. Позади водящего игроки выстраиваются попарно, одна пара за другой, преимущественно пары составляются из мальчика и девочки. Пары хором распевают: «Гори, гори, масло! Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо – там птички летают!».

В это время водящий должен оглянуться на небо, а задняя пара отделяется от других, дети расходится по сторонам, обходят стоящих попарно, бегут со всех ног, стараясь схватиться за руки. Между тем, водящий не только мешает этому, но и пытается поймать одного из игроков. Оставшийся без пары игрок становится водящим.

Игра «Воробушки»

Все дети встают в круг. Внутри круга – несколько детей изображающих воробышков.

Летал, летал воробей,

Летал, летал молодой.

По за синему морю, (2 раза)

По за чистому полю. (2 раза)

Видел, видел воробей,

Видел, видел молодой,

Как старушки ходят. (2 раза)

(Второй и третий куплеты отличаются тем, что вместо слова «старушки» во втором куплете поют «девушки», а в третьем – «молодцы».)

Игра «Золотые ворота»

Старшие дети изображают ворота, а младшие – строятся змейкой, изображая утку с утятами.

Старшие дети – «ворота» нараспев произносят слова:

Золотые ворота,

Пропустите, господа.

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Игра «Летает – не летает»

В е д у щ а я. Ребята, скажите, а лисы летают? А жаворонки? (И т.д. Последним будет вопрос: тетерева летают?)

Игра «Две тетери»

Дети, стоя в кругу, хором произносят слова, обыгрывая их в соответствии с текстом.

Ай, дуду, дуду, дуду,

(Изображают, что играют на дудочке.)

На зеленом, на лугу (2 раза)

Стоит чашка творогу.

(Показывают в центр круга на воображаемую чашку с творогом.)

Прилетели две тетери,

(Показывают, как летят птицы.)

Поклевали, улетели.

(Показывают, как тетери клюют творог и улетают, разбегаясь в разные стороны.)

Игра «Селезень и уточка»

В е д у щ а я. Среди вас есть селезень и уточка. Надо их найти.

С помощью считалки дети выбирают уточку и селезня. Дети становятся в круг, а «уточка» и «селезень» внутри круга. Дети медленно идут по кругу и проговаривают текст. «Селезень» пытается поймать «уточку», которая от него убегает.

В е д у щ а я.

Селезень утку загонял,

Молодой серую загонял.

Ходи, уточка, домой,

Ходи, серая, домой.

У тя семеро детей,

Восьмой селезень,

А девятая сама.

Поцелуй разок меня.

Игра «Отгадай загадку»

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я сын ее родной,

А родился весной.

(Ручей)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода)

Был тугим он кулачком,

А разжался – стал цветком.

(Бутон)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

Игра «Садовник»

Все играющие выбирают себе имя цветка (любого).

В е д у щ и й.

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели,

Кроме одного…»,

Педагог называет любой цветок, например: «роза». Тот, кто выбрал себе это название цветка, откликается: «Ой!»

В е д у щ и й: Что с тобой?

«Ц в е т о к». «Влюблен(а)!»

В е д у щ и й: В кого?

«Ц в е т о к». В тюльпан. (И т. д.)

Тот, чье имя назвали, повторяет игру сначала.

Игра «Четвертый лишний»

Муравей, пчела, ящерица, шмель.

Подснежник, мимоза, ландыш, лилия.

Скворец, жаворонок, свиристель, трясогузка.

Воробей, голубь, грач, ворона.

  • Январь, март, апрель, май.

Игра «Пчёлки и ласточки»

Играющие дети – «цветочки» — сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни Ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный игрок становится Ласточкой.

Игра «Заинька»

Играющие становятся в круг и берутся за руки. На середину круга садится «заинька» — один из участников. За кругом ходят два «волка». Круг двигается попеременно, то в левую, то в правую сторону, все поют:

Заинька, по огородику гуляй-таки, гуляй,

Серенький, по зеленому разгуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочить,

Некуда серому выпрыгнуть.

Трои ворота призатворены стоят,

На них замочки крепко висят,

У каждых у ворот по два сторожа сидят,

По два серых волка рычат.

Затем переговариваются с заинькой:

-Где ты, заинька, был?

-В огороде.

-Кто тебя видел, заинька?

-Серые волки.

-Не били ли заиньку?

-Били-били, колотили.

-Как тебя били, заинька?

-По спинке дубинкой, по загривку хворостинкой.

-Ты бы, заинька, ушел.

-Я уйти-то не ушел, убежать не убежал.

-Ты бы, заинька, бороздкой.

-Бороздка узка, а капустка низка.

-Ты бы, заинька, ползком.

-Чисто поле широко, темным лесом далеко.

-Ты бы, заинька, под кустик.

-Кустик реденький, а зайка серенький.

-Ты бы, заинька, под елку.

-Ой, нельзя под елку, ой, боюсь-уколюсь об иголки.

-Ты бы, заинька, в деревню.

-В деревню народ, зайку гонят от ворот.

По окончании диалога «волки» бегут ловить «заиньку».

Дети, подымая и опуская руки, «заиньку» впускают и выпускают из круга, «волки» бегают только за кругом. Пойманного «заиньку» слегка бьют веткой или хворостинкой.Затем выбираются новые «заинька» и «волки», игра продолжается.

Игра «Филин и пташки»

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме.

Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.

Пасхальные игры:

1. Эстафета с яйцами в ложке.

Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша, обозначенного игрушкой или ведерком; обогнуть ведерко и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде.

2. Катание яиц.

Расстилается на полу подстилка, на которой раскладываются сувениры, писанки и другие сюрпризы. Устанавливается деревянный или картонный желоб – «каток». Дети по очереди подходят к «катку» и катят своё яйцо. Выигрышем становится тот предмет, которого яичко коснулось.

3. Волчок.

По команде несколько детей одновременно раскручивают свои крашеные яички. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он получает маленький приз.

4. «Чоканье яйцами».

Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, играющий старается выиграть как можно больше целых яиц.. Ели яйцо треснуло – проиграл!

Игра «Медведь».

Выбирается «медведь». Остальные играющие поют, по очереди выставляя ногу: «Та ли нога? Нет, не та». И так несколько раз, пока очередь не дойдет до последнего. Тогда поют: «Усь, медведь, погонись за мной». Затем дети разбегаются, а «медведь» вскакивает и бежит за ними. Кого поймает, тот становится «медведем».

Игра «Связующая нить»

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.

Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Народная игра «Сундучок»

Условия игры: на столе стоит сундучок, в котором лежит какой-либо предмет. Вызывают одного ребенка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.

Правила игры: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

Игра «Кузнечики»

Поднимите плечики, Дети поднимают плечи.

Прыгайте, кузнечики! Прыгают на месте.

Прыг-скок, прыг-скок!

Стоп! Сели! Останавливаются. Садятся.

Травушку покушали. Наклоняются вниз.

Тишину послушали. Встают.

Выше, выше, высоко

Прыгать очень нам легко. Прыгают.

Игра «Назови приметы весны»

Педагог читает стихотворение, а детям нужно вспомнить и назвать приметы весны, о которых говорится в стихотворении.

У весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг.

Из-под хвои и травинок

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

(Т. Шорыгина)

Игра «Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять – Дети прыгают на обеих ногах на каждый счет, руки на

Вышел дождик погулять. поясе.

Шел неспешно по привычке. Маршируют.

А куда ему спешить? Разводят руками, пожимают плечами.

Вдруг читает на табличке: Ведут пальчиком правой руки слева направо,

«По газону не ходить!» движение головы слева направо.

Дождь вздохнул тихонько:

«Ох!» Глубокий вздох и междометие на выдохе.

И ушел. Газон засох. Маршируют.

(О. Бундур)

Игра «Краски»

Из играющих выбирают считалкой «монаха» и «хозяина красок». Все остальные дети – «краски» – договариваются, какого цвета будет каждая из них, о чем сообщают своему «хозяину». После этого подходит «монах» и «стучится в дверь»:

Тук-тук-тук.

Кто там?

Я монах в синих штанах, в соломенной шляпе.

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За желтой (синей, красной, зеленой, белой, т.е. называет любую).

Например, была названа желтая краска. Если она есть, то встает рядом с «монахом», если нет, то «монах» уходит, а затем возвращается вновь. Игра заканчивается тем, что «краски» вместе с «монахом» бегут за «хозяином», угрожая его побить. В этом шутливом преследовании и состоит основное удовольствие от игры.

Русская народная игра «Тетеря шла»

Двое детей берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети, взявшись за руки, идут за ведущей – «тетерой», которая ведет их в произвольном направлении, проходя под воротами под песню:

Тетера шла, моховая шла,

По закаменью, по зареченью.

Сама прошла, всех детей провела,

Самого маленького детеныша оставила.

На последние слова «ворота» закрываются. Пойманный ребенок встает вместе с детьми, изображающими ворота. Далее игра продолжается: «тетера» водит детей, то заходя в круг, то выходя из него. Пойманные дети встают в круг, увеличивая его.

Русская народная игра «Солнышко»

Солнышко, солнышко, Дети поднимают руки вверх, выполняя движение «фонарики».

Выгляни в окошечко. Прикладывают ладони ко лбу.

Где твои детки? Вытягивают руки вперед.

Сидят на скамейке. Складывают руки «полочкой».

Камешки катают, Делают скользящие движения ладонями друг о друга.

За окно бросают. Имитируют бросок рукой.

Х о з я й к а (радостно). Услышало нас солнышко и появилось на небе.

Игра «Солнышко»

Утром солнышко встает, Дети постепенно поднимают руки.

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет Медленно опускают руки.

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо! Показывают «фонарики»,поднимая руки вверх.

Солнышко смеется.

А под солнышком всем,

Весело поется. Хлопают в ладоши.

Игра «Бодливая корова»

Взрослый, изображая «корову», ходит по кругу, покачивая головой.

Корова, я корова,

Гуляю я по лугу,

Громко песенку пою,

А кого сейчас бодну,

Промычит он тоже: «Му!»

Корова делает из указательного пальца и мизинца «рога» и

подходит к одному из детей и бодает его. Ребенок говорит: «Му!», встает и ходит за «коровой».

Игра повторяется, но в конце детей бодают и корова, и ребенок. В следующий раз по кругу ходят уже 4 « коровы» и т. д.

Народная игра «Удар по веревочке»

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, то есть ударить по руке одного из играющих, расположенных с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут убрать от веревочки только одну руку.

Если играющий убирает от веревочки обе руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

Хороводная игра «Плетень»

Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:

Вокруг березоньки идем,

Кругом нас все плетнем,

Плеть-плеть плетена,

Кругом ствола обведена.

Вьется плетень, плетется,

В поле, в лес волочется.

Расплетайся, плетень, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьет плетень». Расплетают плетень под приговоры:Наряжен наряд

Из ста ребят,

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят.

Плетень, расплетайся,

На березоньку завивайся.

Ведущий бегом увлекает хоровод по всей «поляне», при этом он петляет, делает круговые повороты. Тот из детей, кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Народная игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – «заря» – ходит позади круга с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу, стараясь занять пустое место. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Народная игра «В холсты»

Двое играющих становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки. Берут обеими руками за концы жгут (веревку, палку). С возгласами: «Тяни холст, будет толст!» – тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чурок.

Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли.

Народная игра «У дедушки Трифона»

Дети стоят в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий.

Д е т и (ходят по кругу и произносят нараспев).

У дядюшки Трифона

Было семеро детей –

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Игра «Четвертый лишний»

Нужно назвать, какое слово «лишнее» и объяснить, почему.

Боровик, груздь, мухомор, рыжик.

Ежевика, черника, крыжовник, брусника.

Липа, береза, сосна, тополь.

Колокольчик, василек, ромашка, клевер.

Народная игра «Коршун»

Играющие выбирают «коршуна» и «наседку», остальные – «цыплята». «Коршун» роет ямку, а «наседка» с «цыплятами» ходит вокруг него и нараспев произносит:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу,

По копеечке,

По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою.

На что тебе ямка?

Копеечку ищу

На что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

Зачем тебе иголочка?

Мешочек сшить.

Зачем мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих деток кидать.

За что?

Ко мне в огород лазят!

Ты бы делал забор выше а, коли не умеешь, так лови их!

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Народная игра «Венок»

Двое детей с венком на голове берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала,

К себе призывала:

Идите, девочки, на луг гулять,

Зеленые веточки завивать.

Мы тебя, березка, не согнем,

На тебе веночки не завьем.

Я к вам, девушки, сама согнусь,

Сама в веточки совьюсь.

Завьете венки зеленые –

Станете весь год веселые.

Дети, которые образуют ворота, надевают одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-веночек, спрячься в теремочек». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Спрятавший подсказывает: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Игра под исполнение русской народной песни «Василек»

Х о з я й к а. Предлагаю вам на время превратиться во всем хорошо известный цветок с ласковым названием «василек». Представьте себе, что вы находитесь в поле в тот момент, когда всходит солнышко, и все цветы поднимают ему навстречу свои головки. По мере того, как становится все теплее, цветы распрямляют свои стебельки и раскрываются.

Василек, василек, Дети в ритме песенки плавно приседают на корточки.

Мой любимый цветок, Начинают поднимать вверх пальцами, сжатыми

Скоро ль ты, мне скажи, в кулачок словно растет цветок.

Засинеешь во ржи? Встают, раскрывают кулачок – «цветок раскрылся».

Народная игра «Растеряхи»

Дети становятся в один ряд, берутся за руки, образуя цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не разорвать цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Игра «Прыжки через костер»

П ед а г о г. А когда пламя немного опадало, через него начинали перепрыгивать. Считалось, что Купальский огонь, как и вода, несет заряд здоровья и сил. Давайте тоже попрыгаем. Через настоящий костер прыгать опасно, так как могут загореться края одежды, поэтому мы устроим необычный костер. Его можно «развести» даже в помещении, а мы «разведем» на нашей зеленой полянке. Для этого красные лоскуты, тряпки и все, что у нас есть красного цвета, сложим в общую кучу. А вы, ребята выстраивайтесь на расстоянии нескольких шагов от «костра», разбегайтесь и прыгайте, через него.

Народная игра «Молчанка»

Перед началом игры дети хором произносят:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют забавные движения.

Игра «Четвертый лишний»

Нужно назвать «лишнее» слово и аргументировано объяснить свой выбор.

Июнь, июль, август, апрель.

Ромашка, ландыш, колокольчик, василек;

— Стрекоза, кузнечик, ящерица, комар.

Яблоко, малина, земляника, черника

Велосипед, самокат, коньки, ролики.

Народная игра «Пчелки и ласточка»

Играющие – «пчелки» – летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Водящий-«ласточка» сидит в своем гнезде и слушает их песенку, по окончании песни говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она «вылетает из гнезда» и ловит «пчел». Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Народная игра «У медведя во бору»

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Берлогу медведя лучше разместить на другом конце игровой площадки или помещения. Медведь из берлоги должен выбираться: перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины.

Дети идут в лес за грибами, за ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл,

На печи застыл!

Медведь «просыпается», выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Народная игра «Пора, бабушка, в пир»

Играющие образуют круг, держа друг друга за руки. В середину круга ставят одного ребенка с завязанными глазами – это и есть «бабушка». Кто-нибудь говорит:

Бабушка, бабушка, пора в пир! Бабушка отвечает: «Не в чем!» – «В рогоже!» – «Негоже!» – «В лукошке!» – «Покато!» – «На крылышках улетай!» При последних словах «бабушка», кружась и махая руками как крыльями, приближается к окружности круга и, натыкаясь на кого-либо, старается узнать его. Если узнает, то последний делается «бабушкой», если не узнает, то «бабушка» продолжает водить.

Народная игра «Терем»

Один из играющих, по жребию или по уговору, встает посреди «улицы» (игровой площадки) и ловит остальных игроков, перебегающих с одной стороны на другую. Во время перебежки дети приговаривают: «Терем, терем, за всяким деревом! Дуб, калач, стань, не плачь!». Если водящему удается кого-то поймать, тогда последний становится водящим, а прежний водящий присоединяется к играющим.

Народная игра «Заинька»

Выбирается ведущий – Заинька. Он в кругу изображает действия, о которых говорится в русской, народной песне.

Заинька, сорви цветик,

Вот и этак, сорви цветик!

Заинька, свей веночек,

Вот и этак, свей веночек!

Положи на головку.

Вот и этак, на головку!

Заинька, топни ножкой,

Вот и этак, топни ножкой!

Заинька, попляши,

Вот и этак попляши!

Дети идут по кругу. Заинька подходит к какому-либо ребенку, стоящему в кругу и меняется с ним местами. Так выбирается новый «Заинька», и игра продолжается.

Заинька, заинька,

Коротенькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

«Заинька» выбирает себе в пару любого играющего. Они становятся на середину круга и танцуют (движения произвольные).

Народная игра «Плетень»

Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:

Вокруг березоньки идем,

Кругом нас все плетнем,

Плеть-плеть плетена,

Кругом ствола обведена.

Вьется плетень, плетется,

В поле, в лес волочется.

Расплетайся, плетень, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьет плетень». Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд

Из ста ребят,

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят.

Плетень, расплетайся,

На березоньку завивайся.

Затем ведущий бегом увлекает хоровод по всему музыкальному залу, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Народная игра «Кот и мышь»

Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – «нору». В одном ряду стоят «коты», в другом – «мыши». Игру начинает первая пара: «кот» ловит «мышь», а та бегает вокруг играющих. В опасный момент «мышь» может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только «кот» поймал «мышь», играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока «коты» не переловят всех «мышей».

Правила игры. «Коту» нельзя забегать в «нору». «Кот» и «мыши» не должны убегать далеко от «норы».

Народная игра «Ляпка»

Один из играющих – водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: «У кого был?» – «У тетки». – «Что ел?» – «Клёцки». – «Кому отдал?» Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.

Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

Спасибо за внимание!!!

Для Вас, родители!: 3 комментария

  1. Я завидую тем родителям и детям.которые ходят в этот детский сад! И большая заслуга в успехе — заведующей и персонала. Огромнейший труд и любовь к детям ! Если бы такими бы ли все детские сады…Спасибо ВАМ- 420! И дальнейшего процветания!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *